2.5.3.1. Виды выносливости и факторы влияющие на их проявление.

Выносливость – это способность организма человека преодолевать наступающее утомление.

Различают физическое, эмоциональное, сенсорное и умственное утомление. В физическом воспитании в разных соотношениях встречаются все типы утомления, однако наибольшее значение, вполне естест­венно, имеет физическое утомление. Поэтому вся излагаемая ниже методика, связана с развитием физической выносливости.

Выносливость по праву считается одним из наиболее важных двигательных способностей человека. Она в значительной мере определяет здоровье человека, его общую физическую работоспособность, а также является основной базой для эффективного развития всех других двигательных способностей. Поэтому в отечественной системе фи­зического воспитания во всех ее звеньях совершенствованию вы­носливости уделяется большое внимание.

Любая деятельность человека, если ею заниматься продолжи­тельное время, неизбежно приводит к временному снижению рабо­тоспособности, т.е. к утомлению.

Принято различать два вида выносливости – общую и специальную.

Общая выносливость – это способность организма человека преодолевать наступающее утомление при выполнении продолжи­тельной физической работы умеренной интенсивности с функцио­нированием большей части мышечного аппарата (например, ходьба на лыжах, плавание, гребля).

Специальная выносливость – это способность организма человека преодолевать наступающее утомление при выполнении отдельных видов заданной работы.

Видов (типов) специальной выносливости много. Например, сочетание выносливости с другими физическими способностями образуют следующие виды специальной выносливости: силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.

По признаку механизма энергообес­печения работы все многообразие специальной выносливости может быть классифицировано на три типа ее проявления:

1. Анаэробно-аэробный режим работы (стайерская выносливость). Типичное проявление этой выносливости имеет место в беге на длинные дистанции, плавании 800,1500 м; беге на коньках 5 и10 кми др.

2. Анаэробно-гликолитический режим энергообеспечения (миттельштрековая выносливость) – бег 400, 800,1500 ми аналогичные дистанции в других видах.

3. Анаэробно-алактатный режим (спринтерская выносливость) –кратковременные спринтерские дистанции, типа бега на 60, 100,200 м.

Прямого переноса между разными типами специальной выносливости может не происходить, за исключением случаев опре­деленного сходства в механизмах энергообеспечения, работающих частях тела и мышечных группах.

Факторы влияющие на проявления физической выносливости:

1. Деятельность центральной нервной системы, в частности, та­кое её свойство как уравновешенность нервных процессов (возбу­ждение и торможение). ЦНС управляет деятельностью и согласо­ванностью всех систем организма, обеспечивающих мышечную работу. Это, прежде всего, функционирование сердечно-сосуди­стой, дыхательной и мышечной систем. Кроме того, ЦНС регули­рует поступление кислорода к мышцам и удаление из организма углекислого газа, участвует в деятельности механизма энергообес­печения выполняемой работы.

2. Аэробная и анаэробная производительность организма. Непосредственным источником энергии, как известно, явля­ется расщепление богатой энергией АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты). Содержание АТФ в клетках организма относительно невелико, но постоянно. Поэтому расщепленная при работе АТФ должна не­медленно пополняться, восстанавливаться, иначе мышцы не смогут сокращаться. А восстанавливается АТФ за счет химических реак­ций с участием кислорода (аэробные реакции), либо – без кисло­рода путем расщепления креатинфосфата или расщепления глико­гена до молочной кислоты (анаэробные реакции).

Обобщенным показателем аэробных возможностей организма является МПК (максимальное потребление кислорода), достигаю­щего у высококвалифицированных спортсменов 5–6 л/мин. Для более полной характеристики дополнительно применяются такие показатели, как максимальная вентиляция легких (МВЛ), кислородная емкость крови, минутный объем крови, критерий ПАНО (показатель ана­эробного порога) и другие.

Анаэробная производительность организма определяется по ве­личине максимального кислородного долга. Естественно поэтому, чем больше кислородный долг, тем выше анаэробные возможности человека.

Универсальным критерием уровня развития обоих видов вынос­ливости является то время, в пределах которого задан­ная физическая работа выполняется без снижения интенсивности.

Этим показателем можно оценить выносливость спринтера и стай­ера, боксера и метателя и т.д.

3. Уровень развития двигательных способностей человека и его здоро­вье. Эти факторы могут ограничить продолжительную или интенсивную мышечную работу. Важна при этом также опреде­ленная гармония в развитии основных двигательных способностей.

4. Волевые качества человека. Роль данного фактора очень зна­чительна. Дело в том, что выносливость развивается только при условии систематического доведения организма до высокой сте­пени физического утомления. А в состоянии утомления заставить себя продолжать выполняемую работу может лишь человек с силь­ной волей.

5. Качество техники движений. Рациональная экономичная тех­ника способствует продолжительной работе, энергоресурсы при этом зря не тратятся. Поэтому для развития выносливости целе­сообразно использовать упражнения, освоенные до уровня навыка.

В процессе развития выносливости, кроме специальных методов, необходимо также совершенствовать некоторые обозна­ченные выше факторы, определяющие выносливость, в частности, здоровье и двигательные способности, технику движений, волевые спо­собности.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет. Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

 

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.